Некоторые этапы сертификации продукции, услуг, систем менеджмента, персонала можно провести онлайн или перенести на более поздний срок

Для обеспечения стабильной работы экономики в связи с эпидемиологической ситуациейв мире и в Республике Беларусь, а также минимизации риска возникновения и распространения инфекции, вызванной COVID-19, Госстандарт подготовил разъяснения для органов по сертификации и аккредитации. Временные меры применяются по обращениям субъектов хозяйствования.

В первую очередь они направлены на расширение использования средств видеоконференцсвязи, информационных систем и технологий. Например, при сертификации систем управления (менеджмента) и их периодической оценке это может быть реализовано при проведении предварительного и окончательного совещаний, сборе информации для аудита, проверке структурных подразделений организации, объектов выполнения работ, а также процессов. Информация о применении такого способа фиксируется в отчетах по аудиту.

Квалификационные экзамены при сертификации (повторной сертификации) компетентности персонала также возможно проводить с использованием информационно-коммуникационных технологий.

Для регистрации деклараций о соответствия продукции требованиям технических регламентов Евразийского экономического (Таможенного) союза субъектам хозяйствования предлагается воспользоваться информационной системой «Уведомительное декларирование», которая функционирует с 2016 г., и не посещать органы по сертификации. Данная услуга становится все более востребованной. Так, если в прошлом году в системе было зарегистрировано более 3,8 тыс. деклараций, то в I квартале текущего года эта цифра уже превысила 1,4 тыс.

При отсутствии возможности использования данной системы документы для регистрации деклараций можно направлять в орган по сертификации в электронном виде с их последующим представлением по почте.

При сертификации серийно выпускаемой продукции требованиям технических регламентов Евразийского экономического (Таможенного) союза в случае невозможности выезда экспертов-аудиторов на производство для проведения анализа состояния производства и отбора образцов продукции временно возможно применение следующих процедур.

Плановый инспекционный контроль серийно выпускаемой продукции орган по сертификации может проводить путем испытаний образцов сертифицированной им продукции. Допускается также перенос процедуры инспекционного контроля на срок до 6 месяцев, если изготовитель предоставит письмо о неизменности технологического процесса производства сертифицированной продукции и технической документации на нее.

Также при поступлении заявок на серийную сертификацию продукции требованиям технических регламентов Евразийского экономического (Таможенного) союза могут применяться схемы сертификации, предусмотренные для партии или для единичного изделия с выдачей соответствующих сертификатов.

В Национальной системе подтверждения Республики Беларусь при сертификации серийно выпускаемой продукции возможен учет в качестве доказательственных материалов, подтверждающих способность производства стабильно выпускать соответствующую требованиям продукцию, отчетов (актов) об анализе производства, выданных в рамках международных систем сертификации. Периодическая оценка, включающая анализ состояния производства, по таким сертификатам будет проведена не позднее 6 месяцев после отмены временных мер.

В отношении действующих сертификатов соответствия серийно выпускаемой продукции плановая периодическая оценка сертифицированной продукции может осуществляться путем идентификации, отбора образцов и испытаний продукции.

При повторной сертификации продукции, услуг в Национальной системе подтверждения соответствия Республики Беларусь в случае, если периодическая проверка проводилась не ранее чем за 18 месяцев и получила положительные результаты, они могут быть учтены при выдаче нового сертификата. Как и в случае выше, периодическая оценка, включающая оценку на месте, будет проведена не позднее 6 месяцев после отмены временных мер.

Также признано возможным проведение экспертизы документов, без оценки на месте, например, при оценке компетентности аккредитованного субъекта с целью повторной аккредитации или изменения области аккредитации.

Ряд положений в разъяснениях касаются вопросов подтверждения соблюдения мер технического регулирования после помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.

Данные разъяснения носят временный характер и направлены на то, чтобы учесть риски и возможности субъектов хозяйствования, органов по сертификации и аккредитации в сложившейся эпидемиологической ситуации, не создать препятствий для выпуска продукции в обращение на рынке республики, а также деятельности организаций, обеспечив при этом безопасность товаров и услуг для потребителей.